ВНИИ НефтеПереработки

выбрать город Москва

Наши офисы в регионах

Мы работаем в регионах:

Москва

Брянск

Краснодар

Ростов-на-Дону

ООО Курант-М. Логотип

Трудно разобраться? Мы можем всё сделать за Вас – под ключ! Расчет и консультации у нас БЕСПЛАТНО.

Отраслевые сертификаты. ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" - "ОАО ВНИИНП"

ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" - "ОАО ВНИИНП"

Кратко

Организация и проведение испытаний автомобильного бензина Премиум-95 по ГОСТ Р 51105 и дизельного топлива марки Л-0,5-40 по ГОСТ 305 после контакта с покрытием Tankguard CV в объеме «Программы проведения лабо-раторно-стендовых испытаний бензинов автомобильных после контакта с противокоррозионным покрытием» (протокол № 11/00 от 22.12.2000г.) и 'Программы проведения квалификационных (лабораторно-стендовых) испы-таний дизельных топлив после контакта с противокоррозионными покрытия-ми" (протокол №69 от 03.10.2002 г.)

Введение

Компания ООО "Иотун Пэйнтс" является одним из подразделений из­вестного норвежского концерна "Jotun", который является лидером в произ­водстве и поставке лакокрасочной продукции. Норвежская компания "Jotun" образована в 1926 году, и производит за­щитные покрытия для всех материалов, требующих защиты от коррозии. За­щита различных объектов из стали и бетона является для компании хорошо изученной областью. Компания работает в России около 15 лет, и за этот пе­риод покрытия их производства использованы для защиты от коррозии в НК «Роснефть», на Ярославском НПЗ, в ООО ПО «Киришинефтеоргсинтез», в портах Находки и Феодосии. Все лакокрасочные покрытия компании "Jotun" имеют международные сертификаты. В ООО «Институт ВНИИСТ» проведены испытания покрытия "Tankguard CV" по определению возможности применения его для антикорро­зионной защиты внутренней поверхности резервуаров для хранения темных и светлых нефтепродуктов (Приложение 1). При положительных результатах испытаний токопроводное эпоксидное покрытие "Tankguard CV" производства компании толщиной 300 мкм (2 слоя по 150 мкм) рекомендовано для антикор­розионной защиты внутренней поверхности резервуаров для хранения темных и светлых нефтепродуктов в условиях умеренного и холодного климата со сроком службы не менее 10 лет. ОАО "ВНИИНП" совместно с 25 ГосНИИ МО РФ провели испытания автомобильного бензина Премиум-95 по ГОСТ Р 51105 и дизельного топлива Л-0,2-62 по ГОСТ 305 до и после контакта с покрытием "Tankguard CV" про­изводства компании "Jotun".

1 Цель испытаний

Оценка качества автомобильного бензина Премиум-95 по ГОСТ Р 51105 и дизельного топлива марки Л-0,2-62 по ГОСТ 305 до и после контакта с по­крытием "Tankguard CV" компании "Jotun" в объёме «Программы проведения

лабораторно-стендовых испытаний бензинов автомобильных после контакта с противокоррозионным покрытием» (протокол № 11/00 от 22.12.2000г.) и "Программы проведения квалификационных (лабораторно-стендовых) испы­таний дизельных топлив после контакта с противокоррозионными покрытия­ми" (протокол №69 от 03.10.2002 г.).

2 Объект испытаний

Испытаниям подвергался автомобильный бензин марки Премиум-95 по ГОСТ Р 51105, изготовленный ОАО "ЛУКойл-Нижегороднефтеоргсинтез" по технологии, утвержденной в установленном порядке, и дизельное топливо летнее марки Л-0,2-62, изготовленное ОАО "Московский нефтеперерабаты­вающий завод" по технологии, утвержденной в установленном порядке, до и после его контактирования с толстослойным токопроводным покрытием "Tankguard CV" производства компании "Jotun". Паспорта на автомобильный бензин и дизельное топливо, поступившие на испытания, приведены в Приложениях 2,3. Техническая документация на толстослойное токопроводное покрытие "Tankguard CV" (Танкгард CV) при­ведена в Приложении 4.

3 Результаты испытаний

Лабораторно-стендовые (квалификационные) испытания автомобильно­го бензина марки Премиум-95 по ГОСТ Р 51105-97 и дизельного топлива мар­ки Л-0,2-62, контактировавшего с покрытием "Tankguard CV", проводились в ОАО "ВНИИНП" и в ФГУП «25 ГосНИИ Минобороны России» в объёме «Программы проведения лабораторно-стендовых испытаний бензинов автомо­бильных после контакта с противокоррозионным покрытием» (Приложение 5) и "Программы проведения квалификационных (лабораторно-стендовых) испы­таний дизельных топлив после контакта с противокоррозионными покрытия­ми" (Приложение 6). Указанные программы испытаний предусматривают оценку нормируемых по ГОСТ Р 51105 и ГОСТ 305 показателей качества ав­томобильного бензина и дизельного топлива до и после контакта с антикорро­зионным покрытием, по которым косвенно можно судить о влиянии покрытия при хранении на эксплуатационные свойства автомобильного бензина и ди­зельного топлива. Результаты испытаний автомобильного бензина и дизельно­го топлива, проведенных в ФГУП «25 ГосНИИ Минобороны России», пред­ставлены в Приложении 7.

Результаты указанных испытаний, проведенных совместно ОАО "ВНИИНП" и в ФГУП «25 ГосНИИ Минобороны России», приведены в таб­лицах 1,2. Установлено, как показано в таблицах 1,2, что после 72-часового термо-статирования при 60 oС с погруженными в него "свободными" плёнками "Tankguard CV" автомобильный бензин Премиум-95 и дизельное топливо Л-0,2-62 сохранили свою кондиционность по всем контролируемым показателям качества в рамках Программы лабораторно-стендовых испытаний по ГОСТ Р 51105 и ГОСТ 305, соответственно, и не превысили квалификационную норму по коррозионной агрессивности по отношению к стали по химической ста­бильности. Покрытие "Tankguard CV" при этом проявило себя достаточно стойким к воздействию данных образцов автобензина и дизельного топлива как следует из полученных значений показателей "набухание" и "вымывание" для "сво­бодной" плёнки испытания покрытия. Следует отметить, что условия испыта­ния покрытия на совместимость с топливами были ужесточены, так как "сво­бодная" плёнка покрытия готовилась в виде "сендвича" и толщина её превы­шала требуемую толщину по технической документации на покрытия в 2 раза. Стойкость покрытия в трёхфазной системе в течение 25 циклов (50 су­ток) испытаний (попеременное воздействие температуры от -20 oС до +60 oС) соответствует 5 годам эксплуатации покрытия на внутренних поверхностях резервуаров в натурных условиях. Таблица 1 - Результаты квалификационных (лабораторно-стендовых) испытаний автобензина Премиум-95 до и после контакта с толстослойным токопроводным покрытием "Tankguard СУ"

Наименование показателей Метод испытания, ГОСТ

Норма Фактические данные опытного образца
до обработки после обработки
1 2 3 4 5 6
1. Детонационная стойкость: октановое число - по исследовательскому
методу - по моторному методу 8226 511 не менее 95 не менее 85 96,0 85,8 96,4 85,8
2. Концентрация свинца, г/дм3 28828 не более 0,010 отсутствие отсутствие
3. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина 1567 не более 5,0 1,0 1,6
4. Массовая доля серы, % 19121 не более 0,05 0,015 0,014
5. Объёмная доля бензола, % 29040 не более 5,0 1,03 4,2
6. Испытание на медной пластине 6321 выдерживает выдерживает выдерживает
7. Внешний вид Р51069 чистый прозрачный чистый прозрачный чистый прозрачный
8. Плотность при 15 °С, кг/м3 Р51069 725-780 777,8 789,7
9. Давление насыщенных паров, кПа 1756 45-80 63,0 49,6
10. Фракционный состав: 2177
- температура начала перегонки, °С, не ниже 35 43 43
- процент перегонки, не выше, °С, 10% 70 70 70
50% 115 115 115
90% 185 180 180
- конец кипения, °С, не выше
- доля остатка в колбе,
% (по объёму)
- остаток и потери, % (по объёму)
или % при температуре 70 °С 15-45 11 11
100 °С 40-70 33 34
180 °С, не менее 85 93 94
- конец кипения, °С, не выше 215 203 206
- остаток в колбе
(по объёму), не более 2 1,1 1
11. Индекс испаряемости Р51105 не более 1000 710 573
12. Химическая стабиль­ность: сумма продуктов окисления (СПО), мг не более ГОСТ 22055 и КМ КО автомо­бильных бензи-
на 100 см3 бензина 100 19,5 80,6 нов, п.6.
13. Коррозионная актив­ность бензина в усло­виях конденсации воды: - изменение массы стальной пластины, г/м2 не более 5,0 и 1,3 ГОСТ 18597 и КМ К О автомо­бильных бензи­нов, п.6.
14. Совместимость покрытия с бензином: - набухание покрытия, % - вымывание покрытия, % не более 8,0 не более 5,0 - -0,6 -1,5 КМИ 14.66-89

Таблица 2 - Результаты квалификационных (лабораторно-стендовых) испыта­ний дизельного топлива Л-0,2-62 до и после контакта с толстослойным токо-проводным покрытием "Tankguard CV"

Наименование показателей Метод испыта­ния, ГОСТ Норма Фактические данные опытного образца
ДО обработки после обработки
1 2 3 4 5 6
i. Цетановое число, не менее 3122 45 54 52
2. Фракционный состав: - 50 % перегоняется при температуре, °С, не выше - 96 % перегоняется при температуре, °С, не выше (конец перегонки) 2177 280 360 273 353 274 357
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, сСт 33 3,0-6,0 4,723 4,742
4. Температура застывания, °С, не выше 20287 минус 10 минус 18 минус 20
5. Температура помутнения, °С, не выше 5066 минус 5 минус 5 минус 5
6. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже 6356 65 64 73
7. Массовая доля серы, %, не более 19121 0,2 0,11 0,13
8. Массовая доля меркаптановой се­ры, %, не более 17323 0,01 0,0028 0,0026
9. Содержание сероводорода 17323 отсутствие отсутствие отсутствие
10. Испытание на медной пластине 6321 выдерживает выдерживает выдержи­вает
11. Содержание водорастворимых ки­слот и щелочей 6307 отсутствие отсутствие отсутствие
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более 8489 0,40 10 отсутствие
13. Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более 5985 5 0,76 0,84
14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 2070 6 1,1 1,04
15. Зольность, % не более 1461 0,01 отсутствие отсутствие
16. Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более 19932 0,20 0,006 0,006
17. Метод определения содержания адсорбционных смол: - содержание адсорб­ционных смол, мг на 100 см3 топлива не более 3000 1873 2085 Решение ГМК №23/1-90 от 16.05.86
18. Совместимость покрытия с дизельным топливом: - набухание покрытия, % - вымывание покрытия, % не более 8,0 не более 5,0 - +1,7 -0,8 МИ 14.66-89

Анализ таблиц 1 и 2 показывает, что свойства автомобильного бензина и дизельного топлива после испытаний их в контакте с толстослойным токопро-водным покрытием "Tankguard CV" не изменились, что свидетельствует об от­сутствии какого-либо взаимодействия (каталитического, адсорбционного и экстракционного и т.д.) автомобильного бензина, дизельного топлива и сво­бодных пленок покрытий "Tankguard CV", т.е. последнее является топливо-стойким.

4 Выводы

4.1. Лабораторно-стендовые (квалификационные) испытания образца ав­тобензина неэтилированного марки "Премиум-95", контактировавшего с тол­стослойным токопроводным покрытием "Tankguard CV", в объеме Программы указанных испытаний выполнены полностью.

4.2. Лабораторно-стендовые (квалификационные) испытания образца ди­зельного топлива летнего марки Л-0,2-62, контактировавшего с толстослой­ным токопроводным покрытием "Tankguard CV", в объеме Программы ука­занных испытаний выполнены полностью.

4.3. Результаты лабораторно-стендовых (квалификационных) испытаний показали, что образец автобензина марки "Премиум-95", после контакта с толстослойным токопроводным покрытием "Tankguard CV" соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97 и нормам КМКО на этот автомобильный бен­зин. Покрытие "Tankguard CV" проявило при этом себя топливостойким от­носительно автобензина "Премиум-95". Прогнозируемый срок стойкости по­крытия в условиях эксплуатации его на внутренней поверхности резервуара с автомобильными бензинами соответствует пяти годам, т.е. гарантийному сро­ку хранения, регламентируемому для этого автомобильного бензина "Преми­ум-95" по ГОСТ Р 51105-97.

4.4. Результаты лабораторно-стендовых (квалификационных) испытаний показали, что образец дизельного топлива летнего марки Л-0,2-62, после кон­такта с толстослойным токопроводным покрытием "Tankguard CV" соответст­вует требованиям ГОСТ 305-82 и нормам Комплекса методов квалификацион­ной оценки на это дизельное топливо. Покрытие "Tankguard CV" проявило при этом себя топливостойким относительно дизельного топлива летнего. Про­гнозируемый срок стойкости покрытия в условиях эксплуатации его на внут­ренней поверхности резервуара с дизельными топливами соответствует пяти годам, т.е. гарантийному сроку, хранения, регламентируемому для этого ди­зельного топлива летнего марки Л-0,2-62 по ГОСТ 305-82.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОАО «ВНИИ НП» на основании положительных результатов лаборатор­но-стендовых (квалификационных) испытаний, проведенных совместно с ФГУП «25 ГосНИИ Минобороны России» в объеме «Программы проведения лабораторно-стендовых испытаний бензинов автомобильных после контакта с противокоррозионным покрытием» и "Программы проведения квалификаци­онных (лабораторно-стендовых) испытаний дизельных топлив после контакта с противокоррозионными покрытиями" считает возможным рекомендовать к применению в технике автомобильный неэтилированный бензин "Премиум-95" по ГОСТ Р 51105-97 и дизельное топливо летнее марки Л-0,2-62 по ГОСТ 305-82 после 5 лет хранения в резервуарах, внутренняя поверхность которых окрашена толстослойным токопроводным эпоксидным покрытием "Tankguard CV" (Танкгард CV), произведенным по спецификации Йотун Пэйнтс (Европа) Лимитед.

Каталог продукцииПоказать

↑ Наверх